В России опять может исчезнуть клуб. Да ладно?!
Появилась информация, что у клуба «Ростов» чуть ли не бедственное положение: зимой грядёт распродажа (актуально же, чёрная пятница на дворе), а джокер дончан Валерий Карпин может вообще уехать в неизвестном направлении. Неожиданно?
В общем нет, если учитывать специфику финансирования наших клубов, которое присосались к бюджету аки подрядчики космодрома «Восточный». И это проблема не только отдельного ФК «Ростов», а всего российского футбола.
Итак, по самым скромным оценкам, чтобы решать хоть какие – то задачи в РПЛ необходим бюджет около миллиарда рублей. Откуда его взять? Как правило такую прихоть спонсируют местные или региональные бюджеты и как правило – под выборы очередного губернатора. Более того, они и зависят от того, любит ли главный человек в регионе футбол. А уж о том, что год в РПЛ и бюджетный год не совпадают говорить не приходится. Спасибо реформаторам в том числе, которые вдруг решили, что поздней осенью и зимой играть лучше, чем гонять мяч в холодной стране летом. Понятно, что проблема именно в финансировании клуба из бюджетных источников и от этого надо уходить. Как? Человечество уже придумало тысячи успешных финансовых инструментов, которые позволят это сделать и зарабатывать самостоятельно.
Первое – а может клубы будут растить своих воспитанников, а потом продавать их втридорога в Европу? Отличная голландско – бельгийская модель, которая работает у них уже более 20 лет. Причем клуб, воспитавший игрока получает еще и хорошие деньги за последующие его перепродажи (это Европа, там Сутормин 50 тысяч не стоит). Воспитав одного талантливого мальца, можно покрыть расходы клуба на академию на несколько лет, с чем западные клубы успешно и справляются. Прямо сейчас в России таких клубов очень мало, которые готовы продавать своих воспитанников «царям» Европы. Есть «Краснодар», упорно отказывающий по своим ценным кадрам и «Чертаново», где нет собственных воспитанников, но продажи в российские клубы идут. В принципе и всё, хотя по идее такими донорами может быть подавляющее большинство клубов ФНЛ. Почему так не происходит – вопрос риторический.
Еще одна составляющая бюджета – Matchday и работа маркетинговой службы по привлечению зрителя на стадион. Если с последним клубы уже научили справляться, то первое вызывает вопросы. Да, есть хорошие стадионы, но развлекательная программа на них лютая дичь. К примеру, такой «частный» клуб как «Спартак» делает всё одно и тоже, которое уже набило оскомину. И вот тут помощь в виде разрешённого пива на стадионе, а как следствие – заключение эксклюзивных контрактов с компаниями – будет только приятным бонусом для пополнения бюджета клуба.